Решил вернуться (уже в который раз) к Heroes of Might and Magic IV дабы пройти кампанию за хаос - единственную в свое время не пройденную. Поскольку с тех пор мы взяли немало левел апов, решено было проходить ее на максимальной чемпионской сложности - чего уж там. На максимальной сложности и с модом эквилибрис, т.к. он фиксит критичный для этой кампании баг (большая часть ее разворачивается в болотистой местности, которая, без правки модом, адски грузит комп из-за какого-то бага) и сглаживает пару слишком уж острых углов в геймплее. Жаль, что проект развалился и мод так до конца и не доделали. Да неважно.
Сели и прошли. Вообще, за что я люблю четвертых героев (да, я один из немногих ценителей, считающих, что они, при всей своей непохожести на третьих, являются отличной игрой, просто называть ее надо было по-другому и, соответственно, порядковый номер не ставить) так это за вариативность в прохождении - можно отстраивать армии и играть в обычную тбс, а можно делать упор на героев и играть в что-то наподобие рпг. Второй вариант нам куда ближе, а потому подавляюще большую часть кампании мы проходили тройкой-четверкой отважных героев, браво превозмогавших многотысячные армии всякой нечисти. Причем буквально многотысячные, т.к. на чемпионской сложности мы с какими только отрядами нейтралов не встречались, так сильно их раздули. Правда, тут же обнаружилось, что у этого есть и своя положительая сторона - компьютерные оппоненты, несмотря на все плюшки, получаемые от той же самой сложности, не в силах проходить сквозь нейтральных монстров так же легко, как это делаешь ты, и в результате если на средней сложности комп тебя достает постоянно, засылая отряды какой-то невнятной мелочевки, то тут если до тебя чего и доходит, то только убойные армии, с которыми и впрямь можно порубиться. Особенно если не главной героиней, которая под конец кампании становится 100% машиной для убийства, а каким-нибудь гарнизоном захудалого замка с первоуровневыми героями в качестве командования.
Героиня у нас в итоге получилась бардом (сочетание веток магия природы+разведка), но это де юре. Де факто - да, она знала разведку (изначальный навык, но очень полезный, т.к. быстрее бегаешь по карте, получаешь много экспы и денег в счет стэлса, да и от навигации никуда не деться, кампания-то пиратству посвящена) и магию природы (одна из моих любимых магий в героях, т.к., при всей своей кажущейся простоет, предоставляет массу опций и, как следствие, геймплейную глубину), но кроме того она отлично дралась (грандмастер защиты и ближнего боя) и знала магии хаоса и смерти на среднем уровне - по университетам всякого нахваталась. Вспомогательная главгероиня вышла скромнее, просто магия хаоса (которая таки поскучнее природной будет, хотя и в ней есть свои достоинства), бой и немного тактики.
В плане сюжета - две проблемы. Во-первых, его мало. Не так мало, как в пятых, и он не такой банальный, но потому и мало - сеттинг позволяет рассказать куда больше, а авторы как-то поленились расширить сюжет. Но то, что есть - здорово. Правда, раздражает сама героиня (т.к. она живет в стиле "бешеные псы" и единственная ее мотивация это инстинкты да желание быть самой главной), но это дело компенсирует главная интрига кампании, которая, быть может, и не нова, но хороша.
Короче говоря, возвращение к четверке нас обрадовало. Может даже еще первый аддон к ней поковыряем, хотя он и сделан спустя рукава, в сюжетном плане так точно.